Климат-автомат – автоматическое управление температурой воздуха в салоне. Многие думают, что кондиционер и климат-контроль – это большая разница. Всего-то – не двигать ручками в салоне самому, а выставить температуру. А неисправности все те же и ремонт в основном такой же.

Хладагент – газ, заправляемый в систему. В автомобильных кондиционерах сегодня применяется хладагент R-134a. Однако, по дорогам еще ездит много автомобилей с кондиционерами на старом добром R-12, запрещенным к применению с 1993 года из-за разрушения озонового слоя Земли. Хоть в России производство R-12 и свернуто, он в больших количествах поставляется контрабандистами из Индии и Китая. Поэтому дефицита пока не намечается. Подробнее про хладагенты R-12 и R-134.

Фреон – имя нарицательное. На самом деле это торговая марка хладагента R-12, выпущенного фирмой Dupont в незапамятные времена. Теперь так стали называть все, что холодит. На самом деле это неправильно. Так же как и памперсы для детей.

Компрессор кондиционера – поршневой, роторный или спиральный насос для сжатия газообразного хладагента. Приводится в движение ременной передачей от двигателя автомобиля.

Конденсатор, радиатор кондиционера, он же конденсор. Обеспечивает охлаждение и конденсацию хладагента.

Ресивер-осушитель – фильтр, расположенный на напорной магистрали после конденсатора. Применяется на системах с ТРВ. Имеет вид вертикально расположенного стакана. Силикагель, находящийся внутри ресивера-осушителя отфильтровывает из жидкого хладагента следы воды и продукты износа компрессора. Открытый ресивер-осушитель впитывает атмосферную влагу и быстро становится негодным.

Аккумулятор – фильтр, расположенный на магистрали низкого давления (обратной). Аккумулятор значительно больше по размеру, чем ресивер-осушитель. Применяется в системах с расширительной трубкой (дросселем). Выполняет функцию не только фильтра-осушителя, но и доиспарителя. В аккумуляторе испаряются остатки жидкого хладагента, не успевшие перейти в газ в испарителе. Таким образом, компрессор защищается от гидроудара.

Испаритель – теплообменник, расположенный в салоне автомобиля. Представляет собой маленький радиатор, по размерам испаритель похож на очень толстую книгу. В испарителе и производится собственно холод. Тут бурно кипит и превращается в газ жидкий хладагент, температура которого при этом резко понижается.

ТРВ – терморегулирующий вентиль. Автоматическое устройство, регулирующее подачу жидкого хладагента в испаритель. Меняет свое проходное сечение под воздействием температуры.

Дроссель, расширительная трубка – “младший брат” ТРВ. Внешне похож на кусок фломастера с сеточкой. Проходное сечение здесь не меняется. Проходя через дроссель и попадая в испаритель, хладагент начинает бурно испаряться.

Клапан-дроссель. Применяется на устаревших системах кондиционирования. Устанавливается на магистрали низкого давления сразу после испарителя. На таких системах компрессор включен постоянно и клапан-дроссель обеспечивает заданную температуру испарителя, тем что уменьшает или увеличивает внутри себя проходное сечение. Очень часто встречается на праворулевых машинах Toyota Mark2 или Krown.

Напорная магистраль, магистраль высокого давления – участок системы от компрессора до входа в испаритель.

Обратная магистраль, магистраль низкого давления – участок системы от испарителя до входа в компрессор.

Датчик низкого давления – выключатель, размыкающий цепь включения компрессора при падении давления фреона в системе ниже 2 бар.

Датчик включения вентилятора – выключатель, замыкающий цепь включения вентилятора охлаждения конденсатора при поднятии давления в напорной магистрали до 15-18 бар.

Датчик аварийного давления – выключатель, размыкающий цепь включения компресора при поднятии давления в напорной магистрали после радиатора до 25-30 бар.

Комбинированный датчик – выключатель, сочетающий в себе все 3 перечисленных выше датчика.

Резистивный датчик – сам не выполняет роль выключателя, а лишь меняет сопротивление при изменении давления. Ориентируясь на его сопротивление, “мозг” климат-контроля включает-выключает компрессор/вентилятор.

Датчик перегрева компрессора – дополнительная защита, выключает компрессор при его перегреве.

Датчик оборотов компрессора – также защитное устройство, дающее сигнал “мозгам” срочно выключать компрессор, если его начинает клинить. Когда такой датчик “сходит с ума” (почему-то часто это бывает на автомобилях “Ауди” C-4), то приходится перепрошивать “мозг” климат-автомата.

Датчик температуры испарителя, термопара. Этот датчик отключает компрессор кондиционера в том случае, если температура испарителя падает ниже заданной. Как правило, это около 1-2 градусов Цельсия. В противном случае на испарителе намерзала бы “ледяная шуба” и поток охлажденного воздуха в салон автомобиля прекращался бы.

Подшипник компрессора – так чаще всего называют подшипник шкива компрессора кондиционера. При первых признаках его износа (шум или гул), подшипник следует заменить. Не обращайтесь в дилерские сервисы, они “нагрузят” вас или на компрессор целиком, или на всю муфту в сборе.

Электромагнитная муфта компрессора кондиционера. Так называют сочетание шкива компрессора с подшипником, кольцевым электромагнитом и прижимной пластиной, которую вышеназванный электромагнит притягивает к вышеназванному шкиву. Все это часто предлагают купить в сборе. Но если вышло из строя что-то одно, нет смысла переплачивать.

Диагностика автомобильного кондиционера – комплекс процедур, позволяющих выяснить работоспособность системы в целом и найти отдельные неисправности. Включает в себя поиск и обнаружение утечек хладагента. Отвечает на вопросы “почему не холодит”, “что делать” и “сколько будет стоить ремонт”.

Заправка автомобильного кондиционера – заполнение системы нужным количеством хладагента и масла. Может дополняться добавкой ультрафиолетового красителя.

Ультрафиолетовый краситель – диагностическая добавка в хладагент. Позволяет выявить труднообнаруживаемые утечки. Остается в системе годами, никак не влияет на работу системы. Зато если фреон неизвестно куда улетучился, ядовито-зеленые пятна УФ-красителя, не видимые невооруженным глазом, но хорошо заметные в свете ультрафиолетовой лампы, помогают найти место утечки, сэкономить на диагностике и вовремя устранить проблему.

Утечка хладагента – одна из самых частых неисправностей. Происходит из-за частичного или полного выхода газобразного хладагента в атмосферу.

Течеискатель – прибор для поиска утечек хладагента.

Кримплер – устройство для обжима шлангов высокого давления металлическими стаканчиками.

Вакуумирование кондиционера – отсасывание из системы перед заправкой воздуха.

Шланги кондиционера – специальные фреоно-маслостойкие шланги высокого давления, соединяющие подвижные части системы с неподвижными. Должны выдерживать как минимум 30 атмосфер. На каждом автомобильном кондиционере их не меньше двух.

Аргонная сварка – электродуговая сварка в среде инертного газа аргона. Идеально подходит для ремонта автомобильных кондиционеров, поскольку большинство деталей автокондиционера сделаны из алюминия. Аргонной сварке под силу все черные и цветные металлы.

Подробнее об аргонной сварке.